anikanich

оригинал на сайте ин-та им. Гельмгольца http://www.helmholtzeyeinstitute.ru/sovet/Art_PC1.html
--------------------------------------------------------------------------------
 Компьютер и орган зрения
--------------------------------------------------------------------------------
 
ВВЕДЕНИЕ
.
     Данная статья составлена на основе литературных данных и собственных исследований и предназначена для широкого круга пользователей дисплеев. Для облегчения чтения даем разъяснение встречающихся профессиональных терминов.
 
     Рефракция - преломление лучей оптической системой глаза. В офтальмологии принято понятие "клиническая рефракция", которое означает расположение фокусной точки относительно сетчатки. Различают три вида клинической рефракции: эмметропия, миопия, гиперметропия.
     Эмметропия - лучи фокусируются на сетчатке (не требуется очковая коррекция).
     Миопия (близорукость) - лучи фокусируются перед сетчаткой (глаз длинный, корригируется отрицательными линзами).
     Гиперметропия (дальнозоркость) - лучи фокусируются за сетчаткой (глаз короткий, корригируется положительными линзами).
     Аметропии - виды рефракции, которые требуют коррекции, т.е. миопия и гиперметропия.
     Астигматизм - случай, когда в одном глазу сочетаются в разных сечениях различная степень или разные виды аметропии. Глаз при этом имеет не сферическую, а эллипсоидную форму.
     Аккомодация - способность четко видеть предметы, находящиеся на различном расстоянии. Фокусировка осуществляется с помощью мышц глаза и хрусталика (зависит от возраста).
     Пресбиопия - возрастное ослабление аккомодационной способности.
     Астенопия - функциональные нарушения, сопровождающиеся неприятными ощущениями в области глаз (резь, жжение, чувство "песка", покраснение глазных яблок, затуманивание зрения и др. возникающими после напряженной зрительной работы.
     Сетчатка - внутренняя оболочка глазного яблока, на которой формируется изображение.
     Глаукома - заболевание глаз, связанное с повышением внутриглазного давления.
     Катаракта - заболевание, обусловленное помутнением хрусталика.
Влияние работы с компьютером на организм оператора
     Широкое внедрение компьютеров во все сферы человеческой деятельности вызвало волну сообщений об их влиянии на здоровье человека. Говорилось о различных функциональных расстройствах нервной системы, вплоть до эпилептических припадков. Отмечались сердечно-сосудистые нарушения, дерматиты кожи лица. Появлялись сообщения о нарушении течения беременности у пользователей ВДТ. Однако, в конечном счете, не удалось подтвердить связь описанных нарушений (кроме дерматита) с работой за экраном компьютера.
     Единственным твердо установленным фактом являются расстройства зрения у пользователей ВДТ. Они проявляются вначале повышенным зрительным утомлением, а затем рядом функциональных нарушений, объединенных термином "астенопия" (5, 17, 18). В них входят неприятные ощущения в области глаз и временное ухудшение зрения вдаль и вблизь. При этом настоящие заболевания глаз (катаракта, глаукома и другие) не возникают. Не ясной остается лишь возможность возникновения или прогрессирования близорукости на фоне длительной работы с компьютером.
     При изучении влияния работы с дисплеем на организм оператора на первом месте стоит вопрос о воздействии электромагнитного излучения. Дисплеи, выполненные на электроннолучевых трубках, являются потенциальным источником мягкого рентгеновского, ультрафиолетового, инфракрасного, видимого, радиочастотного, сверх и низкочастотного электромагнитного излучений (4). Если они удовлетворяют Государственному стандарту РФ (11 то эти излучения не должны оказывать вредного воздействия на человека. Для различных типов компьютеров величины мягкого рентгеновского излучения даже на расстоянии 5-10 см от экрана не превышают установленных норм. Уровни ультрафиолетового и инфракрасного излучений ниже естественного фона или соответствуют ему и не могут оказывать вредного воздействия.
     На рабочих местах пользователей дисплеев имеют место низкоинтенсивные электромагнитные излучения, которые не превышают допустимых значений электрических и магнитных полей для диапазона частот 60 кГц - 300 МГц. Максимальный уровень напряженности электрического поля регистрируется у задней панели дисплея и несколько меньше - на расстоянии 10 см от экрана и корпуса дисплея.
     При изучении влияния электромагнитного излучения на орган зрения оператора исследователи не обнаружили вредного воздействия этого излучения на глаза.
     Единственное заболевание, которое может быть связано с электростатическим полем дисплея, - это дерматиты кожи лица (4).
     Можно считать установленным, что основное влияние на оператора оказывает не электромагнитное излучение, а зрительно-напряженная работа с монитором. В литературе имеется разноречивая информация о влиянии работы с дисплеем на зрение. Одни авторы, длительное время наблюдая за состоянием пользователей, не находят значительных функциональных изменений (3, 12 другие, наоборот, указывают на прямую зависимость между интенсивностью зрительной работы и состоянием зрения (13). Причем это влияние в значительной степени зависит от возраста пользователя, от его рефракции, от состояния физиологических показателей зрения, а также от интенсивности и длительности работы с монитором и организации рабочего места.
     При обследовании болгарскими авторами (3) большого числа пользователей ВДТ (5703 чел.) были отмечены следующие симптомы: покраснения глаз (48,44% зуд (41,16% боли (9,17% "мурашки" в глазах (36,11% неприятные ощущения (5,6% чувство тяжести (3,94% общий дискомфорт (10,48% головные боли (9,55% слабость (3,23% потемнение в глазах (2,59% головокружение (2,22% двоение (0,16%). При этом отмечались и объективные изменения в зрительной системе: снижение остроты зрения (в 34,2% случаев нарушения аккомодации (в 44,73% случаев конвергенции (в 52,02% случаев бинокулярного зрения (в 49,42% случаев стереозрения (в 46,8% случаев).
     В США получил хождение термин "комьютерный зрительный синдром" (16); частота его стремительно нарастает: в 1992 году с жалобами на зрение обратились к оптометристу около 10 000 пользователей ВДТ, а в 1996 году - уже 15 000.
     Как сказано выше, причина этих явлений - не физические излучения монитора компьютера, а особенности зрительной работы с этим устройством. Экранное изображение отличается от бумажного тем, что по своим характеристикам оно:
     - самосветящееся, а не отраженное;
     - имеет значительно меньший контраст;
     - не непрерывное, а состоит из дискретных точек - пикселей;
     - мерцающее (мелькающее то есть эти точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации (14).
     Соблюдение оптимальных параметров яркости, контраста, угловых размеров знаков, частоты смены кадров и других характеристик экранного изображения позволяет несколько снизить зрительное утомление при работе с ВДТ, но совсем избежать его не удается (6).
     Помимо того, на зрительное утомление влияет необходимость постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст, а также возможные погрешности в организации рабочего места - неправильное расстояние от глаз до экрана, блики на экране от внешних источников света, чересчур большая яркость экрана и неудачный выбор цветов. Все это приводит к повышенному утомлению зрения и общему утомлению.
     Кроме того, статичная поза во время работы, повторяющиеся движения и нерациональная организация рабочего места могут приводить к возникновению расстройств скелетно-мышечной системы пользователя ВДТ, которые сопровождаются многочисленными офтальмологическими симптомами. При шейном остеохондрозе возникают головные боли, чувство выпирания глазного яблока, пульсирующие боли в глазах, затуманивание зрения, "летающие мушки" и радужные круги (7).
Рабочее место пользователя дисплея
     При оборудовании рабочего места пользователя дисплея необходимо установить видеотерминал на специальном столике так, чтобы задняя панель была обращена к стене (так как около нее зарегистрирован максимальный уровень напряженности электрического поля экран не должен располагаться напротив окна или других прямых источников света, дающих блики на экране.
     Условия освещенности в комнате играют большую роль в сохранении зрительного комфорта. С одной стороны, ничто не должно мешать восприятию информации с экрана, с другой - пользователь должен хорошо видеть клавиатуру, бумажные тексты, которыми приходится пользоваться, а также общую обстановку и людей, с которыми приходится общаться при работе.
     Общая освещенность в комнате не должна быть слишком большой, но и не слишком малой, она должна быть в пределах 300-500 люкс. Если помещение светлое, то окна должны иметь шторы или жалюзи. Рабочие места пользователей дисплеев желательно не располагать непосредственно у окон. Во всех случаях экран монитора следует ориентировать так, чтобы он не давал бликов, а именно - под углом к окну, близким к прямому. Искусственное освещение не должно быть слишком ярким. Но помимо общих ламп, освещающих комнату, необходима местная яркая (не менее 60 Вт) лампа с хорошим плотным абажуром, освещающая только текст, с которым работает пользователь.
     Принцип должен быть ясен: как можно меньше света должно падать на экран дисплея.
     Все это предъявляет особые требования к организации рабочего места и правильного режима труда пользователя дисплея.
     Перед началом работы с монитором необходимо установить с помощью рукояток наиболее комфортные контрастность и яркость на экране. Они подбираются индивидуально, так как слишком низкая контрастность и высокая яркость могут приводить к быстрому утомлению. Для цветных мониторов также индивидуально подбираются наиболее приемлемые пары цветов фона и текста, чаще всего используются так называемые оппозитные цвета, к которым относятся белый - черный, желтый - синий, красный - зеленый. Считается, что при восприятии этих цветов происходят химические реакции, протекающие в цветоощущающем веществе глаза. При разложении этого вещества появляется ощущение белого, красного и желтого цветов, при восстановлении -ощущение черного, зеленого и синего (10).
     При подборе светового режима на рабочем месте пользователя дисплея необходимо учитывать то, что у лиц после 40 лет возникают возрастные изменения в зрительной системе (сужение зрачка, пожелтение хрусталика, снижение зрительной активности и контрастной чувствительности сетчатки). Все это требует усиления яркости экрана и дополнительной освещенности рабочего места (бумажного текста).
     У молодых лиц при зрительно-напряженной работе наибольшую нагрузку несет аккомодационная система глаза, которая во время работы находится в постоянном напряжении. Это может приводить к астенопическим явлениям, возникновению нарушений в аккомодационной системе глаза и, в конечном счете, к появлению и росту близорукости. Чтобы избежать этого, работа с экраном монитора должна проводиться с расстояния не менее 60-70 см, при этом напряжение аккомодации минимально.
     Очевидно, для соблюдения этих рекомендаций потребуется и специальная мебель. Стол, на котором устанавливается монитор, должен быть достаточной длины, чтобы расстояние до экрана составляло 60-70 (не ближе 50) см, и в то же время можно было работать с клавиатурой в непосредственной близости от пользователя (30-40 см).
     Для того чтобы устранить блики на экране, монитор должен быть установлен перпендикулярно столу, а пользователь должен смотреть на экран несколько сверху вниз (10° от горизонтальной линии). Для снижения блескости пользуются также фильтрами, установленными непосредственно перед экраном. При этом яркость знаков может снижаться на 50%.
Режим труда и отдыха при работе за компьютером
     Психофизиологические исследования показали, что при напряженной работе с компьютером оператор отмечает утомление в среднем через четыре часа. Объективные же изменения физиологических показателей появляются уже после двух часов работы (5, 9). Чтобы их не допускать, по крайней мере после двух часов непрерывной работы с дисплем нужно делать перерывы.
     Однако степень утомления во многом зависит от характера деятельности оператора. Принято различать три основных ее вида (2): А - работа по считыванию информации с экрана по предварительным запросам; Б - работа по вводу информации; В - творческая работа в режиме диалога с компьютером. Наибольшую нагрузку на орган зрения дает ввод информации (Б хотя более сильное общее утомление может вызвать работа в режиме диалога (В).
     В какой-то мере к диалоговому режиму (В) можно отнести и работу с компьютерной графикой. Она представляет собой наибольшую нагрузку на зрение, особенно если экран небольшой и плотность деталей на нем высокая.
     В соответствии с этой классификацией устанавливаются категории тяжести и напряженности работы и необходимое время перерывов в течение рабочего дня. Для групп А и Б оно определяется по суммарному числу считываемых или вводимых знаков, для группы В - по суммарному времени непрерывной работы с компьютером.
     Соотношение времени работы и перерывов для различных категорий тяжести приводится в таблице.
Время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочей смены, вида и категории трудовой деятельности - таблицу см. на сайте
     В перерывах рекомендуется оставлять рабочее место, делать гимнастику, в том числе и для глаз, по возможности выходить на свежий воздух. Ни в коем случае нельзя использовать перерывы для игр на том же самом компьютере.
     Особую осторожность следует соблюдать при допуске к работе с компьютером детей, подростков и учащихся старшего возраста, потому что эта работа может способствовать развитию и прогрессированию близорукости.
     Детям до 3 лет не следует разрешать пользование ВДТ - это является для них слишком высокой зрительной и эмоциональной нагрузкой. Дети 3-7 лет могут находиться у экрана не более 15 мин в день. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз. Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-м классе - 10 мин, 2-5-м классах - 15 мин, 6-7-м классах -20 мин, 8-9-м классах - 25 мин, 10-11-м классах - 30 мин на первом часу занятий и 20 мин на втором. Несколько большее время пользования ВДТ разрешается только в "Школах юных программистов", устраиваемых во время каникул (2).
     Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные рамки.
     Временные ограничения пользования дисплеем существуют и для учащихся средних специальных и студентов высших учебных заведений.
     Для техникумов, ПТУ, колледжей и других средних учебных заведений - не более 30 мин в день на первом курсе, не более 1 часа в день на втором и не более 3 часов на третьем курсе.
     Для студентов вузов - не более 2 часов на первом и не более 3 часов на старших курсах. При этом длительность учебных занятий не должна превышать 50% времени непосредственной работы на компьютере.
     Разумеется, для всех учащихся обязательно соблюдение перерывов и выполнение общих физических упражнений и специальной гимнастики для глаз.
Работа с компьютером при различных дефектах зрения
     Возможность работы с монитором компьютера лицам с дефектами зрения определяется, с одной стороны, видом и степенью тяжести работы, с другой - характером дефекта.
     В соответствующем документе Минздравмедпрома РФ (6) указано, что лица, поступающие на такую работу, должны пройти осмотр врача-офтальмолога.
     Работы I категории тяжести, то есть считывание информации до 20 000 знаков за смену, ввод информации до 15 000 знаков за смену или работа в диалоговом режиме до 2 часов за смену, не относятся к зрительно-напряженным, и лица, занятые ими, не должны проходить специальных осмотров. Однако желательно, чтобы острота зрения с коррекцией была не меньше 0,4 хотя бы на одном глазу, что позволяет читать стандартный шрифт с расстояния 60-70 см. При более низкой остроте зрения приходится увеличивать размер шрифта, то есть изменять рабочие программы.
     Работы II категории тяжести, то есть считывание информации до 40 000 знаков, ввод информации до 30 000 знаков или работа в диалоговом режиме до 4 часов за смену, относятся к зрительно-напряженным. Поступающие на такую работу лица могут иметь дальнозоркость и близорукость до 8,0 дптр, астигматизм до 3,0 дптр, остроту зрения с коррекцией 0,5/0,2. Для уже работающих допускается астигматизм до 4,0 дптр и острота зрения с коррекцией 0,4/0,2. Не допускаются лица с некомпенсированной и субкомпенсированной глаукомой.
     Работы III категории тяжести, то есть считывание информации до 60 000 знаков, ввод ее до 40 000 знаков или работа в режиме диалога до 6 часов за смену, предъявляют еще более жесткие требования к органу зрения операторов. Вновь поступающие могут иметь дальнозоркость до 2,0 дптр, бли-зорукость до 5,0 дптр, астигматизм до 1,5 дптр, остроту зрения с коррекцией не ниже 0,9/0,6. Для уже работающих допускаются дальнозоркость до 3,0 дптр, близорукость до 6,0 дптр, астигматизм до 2,0 дптр, острота зрения с коррекцией должна быть не ниже 0,7/0,5. Кроме того, вновь поступающие должны иметь объем аккомодации в пределах возрастной нормы (до 20 лет - 5,0 дптр, 21-25 лет - 4,0 дптр, 26-30 лет - 3,0 дптр, 31-35 лет - 2,0 дптр, после 35 лет - без требований). Необходимо также наличие бинокулярного зрения. Допускается скрытое косоглазие до 4 пр.дптр по горизонтали и до 2 пр.дптр по вертикали. Не допускаются лица с наклонностью к повышению внутриглазного давления.
     Для работ II и III категорий тяжести противопоказаниями являются также воспалительные и аллергические заболевания глаз, сопровождающиеся слезотечением, светобоязнью и другими признаками раздражения глаз, заболевания сетчатки и зрительного нерва.
     При выполнении работ по программам, где цвет несет определенную информацию, противопоказанием являются также грубые нарушения цветового зрения - слепота на красный (протонопия) и на зеленый (дейтеранопия) цвета.
     Принципы оптической коррекции пользователей дисплеев не отличаются от общих принципов коррекции (7). Они исходят из природы дефектов зрения и требований, предъявляемых к зрению данной задачей.
     Близорукость (миопия) обусловлена избыточным ростом глазного яблока. Она чаще всего возникает в возрасте 8-18 лет и первые четыре года имеет свойство прогрессировать, то есть увеличивать свою степень. Это прогрессирование обычно связывают с длительной напряженной работой на близком расстоянии. Такая работа требует постоянного напряжения аккомодации, а оно способствует возникновению близорукости (1).
     Близорукость, собственно, не заболевание глаза, а нарушение его фокусирующей способности. Поскольку близорукий глаз слишком большой, его фокусная точка находится не на сетчатке глаза, а перед ней. Близорукий идеально четко видит близко расположенные предметы, но нечетко -предметы, находящиеся вдали. Для их четкого видения перед глазом необходимо поместить вогнутую (отрицательную) линзу. Исходя из сказанного, близорукость нельзя излечить или даже уменьшить, так как нельзя изменить размер глазного яблока. Близорукость можно только корригировать с помощью очков, контактных линз или хирургических операций.
     Коррекция близорукости преследует цель - переместить фокусную точку глаза на сетчатку и тем самым сделать остроту зрения вдаль нормальной. Вторая цель коррекции - по возможности ограничить прогрессирование близорукости.
     Детям и подросткам с начальной (до 2,0 дптр) близорукостью очки обычно назначают только для дали - для работы в классе и аудитории, для смотрения кино, театральных зрелищ, телевизора. Для работы с компьютером таким людям очки, как правило, не нужны. Но следует отучать детей от слишком большого приближения глаз к экрану. Расстояние от глаз до экрана должно быть не меньше 50 см. При большей степени близорукости уже приходится назначать очки для работы с ВДТ, но они должны быть на 1,0-1,5 дптр слабее очков для дали, чтобы не давать постоянную нагрузку на аккомодацию. Очки для работы с компьютером должны обеспечивать комфортабельное чтение текстов на расстоянии 60-70см.
     У взрослых с близорукостью, которые постоянно носят очки, другие очки для работы с компьютером необходимы только в том случае, если в своих очках пользователь с трудом читает газетный шрифт с расстояния 60-70 см (до экрана) и 30-33 см (до печатного текста) от глаз. В случае если с одними и теми же линзами чтение с обоих расстояний невозможно, назначают бифокальные очки.
     Если пользователь носит контактные линзы, то следует убедиться, насколько хорошо он в них видит экран и текст. При необходимости для работы могут назначаться дополнительные очки с положительными линзами. То же самое относится к лицам, перенесшим операции по поводу близорукости.
     Дальнозоркость (гиперметропия в отличие от близорукости, всегда бывает врожденной. Она обусловлена слишком малым размером глазного яблока, при котором фокусная точка лежит за сетчаткой. Дальнозоркость - неудачное название, ибо такой глаз в спокойном состоянии плохо видит и вдаль, и сблизь. Только путем напряжения аккомодации ему удается иногда четко видеть далекие предметы. Однако с годами сила аккомодационной мышцы падает и зрение ухудшается. Поэтому иногда говорят о появлении дальнозоркости, хотя на самом деле происходит только выявление ее. Дальнозоркость нередко сопровождается сходящимся косоглазием, а также врожденной неполноценностью сетчатки, при этом даже очки не восстанавливают полного зрения.
     Корригируют дальнозоркость выпуклыми (положительными) линзами. Очки при дальнозоркости назначают, когда появляется снижение остроты зрения, или косоглазие, или только утомление при работе. Детям очки назначают для постоянного ношения. Взрослым - либо для постоянного ношения, либо для работы на близком расстоянии. Очки для пользования дисплеем подбирают по тем же правилам, что и при близорукости: они должны обеспечивать комфортное чтение с экрана на расстоянии 60-70 см и печатного текста -30-35 см. Для этого они, очевидно, должны быть немного сильнее, чем для дали, и немного слабее, чем для близи.
     Астигматизм не является самостоятельным видом рефракции. Это некоторая "сплюснутость" глаза, его отклонение от формы сферы и приближение к форме эллипсоида. Он может наслаиваться на любую рефракцию - и миопию, и гиперметропию, и эмметропию (соразмерную рефракцию).
     Корригируют астигматизм линзами, имеющими торическую (сфероцилиндрическую) форму. На Западе увлекаются коррекцией даже небольших степеней астигматизма и часто прописывают очки с цилиндрами 0,5-0,75 дптр. По нашим наблюдениям, такой астигматизм, как правило, не нарушает зрения и не требует коррекции. Астигматические очки целесообразно назначать тогда, когда добавление цилиндра к сферической линзе существенно повышает остроту зрения. Это бывает обычно при степени астигматизма выше 1,0-1,5 дптр.
     К астигматическим очкам легче привыкают дети, чем взрослые. Поэтому впервые назначать такие очки взрослым следует лишь при значительном астигматизме. Адаптация к ним затруднена: первое время пользователь отмечает искажение формы предметов, их приближение или удаление. Это особенно мешает при ходьбе по лестнице.
     При пользовании компьютером следует назначать астигматические очки лишь если пользователь имел их раньше, либо если выявлен такой астигматизм, который может вызвать затруднение при работе с экраном. Следует помнить, что это бывает редко, и при подборе очков надо убедиться, что цилиндры действительно дают облегчение. В подавляющем же большинстве случаев нужно оставить те цилиндры, которые пользователь имел в своих повседневных очках, и подбирать сферу по вышеизложенным правилам, то есть для комфортного видения на расстоянии 30-35 и 60-70см.
     Пресбиопия (возрастная дальнозоркость) - ослабление способности к аккомодации, то есть четкому зрению на разных расстояниях. Этот процесс начинается обычно с 35-40 лет и заканчивается в 60 лет. Пресбиопия требует назначения очков для работы на близком расстоянии. Это могут быть либо отдельные очки, которые человек надевает, например, при чтении, либо специальные части линз в очках для постоянного ношения. Таковы бифокальные или трифокальные очки, а в последнее время получили распространение так называемые очки с прогрессивным действием, в которых сила линз плавно изменяется от верхней части к нижней.
     Исходя из сказанного выше следует, что пресбиопические очки для пользователей дисплеев должны быть несколько слабее, чем очки для чтения. Ведь в них надо четко видеть и экран (60-70 см от глаз и текст (30-35 см от глаз). Если аккомодация совсем отсутствует, что бывает обычно после 60 лет, то иногда целесообразно корригировать один глаз для работы с экраном, а второй - для работы на расстоянии.
Профилактика зрительного и общего утомления
     Говоря о профилактике зрительного и общего утомления, на первое место необходимо поставить строгое соблюдение расстояния от монитора компьютера до глаз (60-70 см, но не менее 50 см) и длительность работы с экраном (в зависимости от возраста). Необходимо следить, чтобы в процессе работы не приближаться к экрану (особенно детям и лицам молодого возраста).
     Для снижения зрительного утомления и профилактики его возникновения для всех лиц, выполняющих зрительно-напряженные работы (в том числе и при работе с ВДТ полезно проводить упражнения для улучшения кровообращения в глазных яблоках. Упражнение может выполняться на рабочем месте, сидя на стуле.
Глаза закрыты. Круговыми движениями обеих рук массировать глазные яблоки - 10 сек.
Взгляд прямо перед собой, затем вправо, влево, вверх, вниз - 10 сек.
Усиленно зажмуривать и открывать глаза -10 сек.
Поворачивать глаза в стороны 2-3 раза, затем закрывать на 10 сек.
     Упражнения проводить ежедневно по 2-3 раза за смену.
     Для улучшения физиологических показателей зрения и предупреждения возникновения и роста близорукости (особенно детям и молодым лицам) необходимо проводить тренировки аккомодации и конвергенции с помощью метки на стекле по Э.С.Аветисову (1).
     Для проведения тренировки необходимо на оконном стекле на уровне глаз закрепить метку, на которой изображена буква С диаметром 2 мм.
     Тренируемый располагается от метки на расстоянии 30 см, 3-4 сек смотрит на метку, затем на предмет, находящийся за окном на той же линии взора (3-4 сек затем снова на метку на стекле и т.д. - 3 мин.
     Упражнение лучше делать во время перерывов в работе в светлое время суток.
     Для тренировки аккомодации и конвергенции используется также ракетка. Для этого нужно иметь линейку длиной 50-60 см и тест-объект (буква С диаметром 2 мм). Тест-объект лучше разместить на экране в форме ракетки, круглая часть которой имеет диаметр 10 см, из картона или другого плотного материала белого цвета. Удобнее экран сделать с рукояткой (как ракетка). Над рукояткой сделать прорезь для ли-нейки. Вставить линейку в прорезь, тест-объект должен располагаться на высоте 5 см от линейки. Затем поставить линейку на середину верхней губы, а другой рукой приближать экран к губам, пристально наблюдая за буквой С. Экран приближают до тех пор, пока объект не начинает расплываться или раздваиваться. Затем тренируемый начинает так же медленно отодвигать ракетку от глаз до конца линейки, продолжая пристально смотреть на букву С. Упражнение повторяют в течение 3 мин.
     Особенно полезно проводить эти тренировки лицам с близорукостью и начальной пресбиопией. При близорукости нужно стремиться, чтобы дальнейшая точка удалялась к краю линейки, а при пресбиопии - чтобы ближайшая точка приближалась к глазам.
     Для всех возрастных групп полезно проводить упражнения, предупреждающие возникновение остеохондроза позвоночника. Комплекс состоит из следующих упражнений:
Исходное положение - стоя, руки опущены. Полукруговые движения головой к правому и левому плечу.
И.п. - то же. Повороты головой вправо и влево.
И.п. - стоя, руки на поясе. Наклоны головы вправо, влево, вперед, назад.
И.п. - то же. Круговые движения головой.
И.п. - стоя, руки на голове. Надавливание. То же другой рукой.
И.п. - стоя, правая рука на правой щеке. Надавливание. То же другой рукой.
И.п. - стоя, руки опущены. Поднимание и опускание плеч.
И.п. - стоя, руки к плечам. Круговые движения вперед и нaзaд.
И.п. - стоя, руки соединены сзади в "замок". Отведение рук назад. Спина прямая.
И.п. - стоя, руки в стороны. Круговые движения руками вперед и назад.
И.п. - стоя, руки на поясе. Наклоны вперед, прогнувшись.
И.п. - стоя, руки на поясе. Повороты вправо и влево.
И.п. - то же. Наклоны вправо, влево, вперед, назад.
И.п. - стоя, руки опущены. Круговые движения тазом.
     Упражнения просты и не требуют специальной подготовки, поэтому, если пользователь дисплея будет выполнять ежедневно хотя бы часть этих упражнений, он тем самым поможет себе избавиться от неприятных последствий гиподинамии.
     Для снижения как зрительного, так и общего утомления можно проводить самомассаж шеи и волосистой части головы.
     От волосистой части головы до верха лопаток производится поглаживание легкими движениями ладоней. Затем производится сильное надавливание последовательно в двух направлениях: от начала волосистой части головы к плечам и обратно, до достижения ощущения тепла. Далее разминание ("щипцы") производится с помощью большого и четырех остальных пальцев захватывающими движениями вдоль трапециевидной мышцы. Закончить массаж поглаживанием. Каждый прием повторять 5-10 раз.
     При самомассаже волосистой части головы указательным и средним пальцами обеих рук одновременно производится легкое надавливание с вращательным движением внутрь. Начинается массаж от надбровных дуг и далее по боковым поверхностям височных костей до соединения пальцев обеих рук у затылочных бугров. Повторить 5 раз.
     Кроме перечисленных выше методов снижения зрительного и общего утомления в последнее время появились различные цветные очки для пользователей ВДТ. Часто их называют " защитными". Однако, это неправильно, т.к. экраны современных мониторов обеспечивают надежную защиту от всех видов вредных излучений, возникающих в электронике лучевых трубок. Эти "компьютерные очки" призваны повышать контраст изображения на экране.
     Институтом биохимической физики РАН им. Н.М.Эмануэля (М.А.Островский, П.П.Зак) разработаны специальные фильтры, повышающие контраст изображения современных мониторов путем приближения его цветовых характеристик к спектральной чувствительности глаза человека. Фирма "Лорнет М" (П.Е.Голиков, В.М.Мосин) разработала технологию покрытия этими фильтрами обычных корригирующих очков пользователей.
     Исследования, проведенные в Московском НИИ глазных болезней им. Гельмгольца (А.А.Фейгин, Ю.3.Розенблюм, Т.А.Корнюшина, Л.И.Нестерюк) с участием конструкторов, длительно пользующихся компьютером, показали, что после 4-недельного ношения этих спектральных очков субъективное улучшение в работе отметили 87% пользователей; одновременно установлено, что применение этих очков снижает патологические изменения аккомодации за время рабочей смены. Разрабатываются методики по профилактике зрительного утомления непосредственно на рабочих местах с помощью самих дисплеев.
     Итак, основные рекомендации по сохранению зрения у пользователей ВДТ:
правильно установить дисплей на рабочем месте;
отрегулировать общее и местное освещение в комнате;
подобрать оптимальную яркость и контрастность, в том числе цветовую;
проверить свое зрение у офтальмолога и при необходимости подобрать очки;
строго соблюдать временной режим работы с компьютером, своевременно делая перерывы;
во время перерывов не выполнять никакой зрительной работы, а делать общие и глазные упражнения;
постараться чередовать работу с компьютером с другими видами работ.
Ю.З.Розенблюм, доктор мед.наук, профессор,
руководитель Лаборатории офтальмоэргономики и оптометрии Московского НИИ глазных болезней имени Гельмгольца
Т.А.Корнюшина, кандидат биол.наук,
ведущий научный сотрудник,
А.А.Фейгин, кандидат мед.наук,
руководитель Отделения промышленной офтальмоэргономики Московского НИИ глазных болезней имени Гельмгольца.
ЛИТЕРАТУРА
АВЕТИСОВ Э.С. Близорукость. М "Медицина", 1986, 236 с.
Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организация работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2.542-96. Госкомсанэпиднадзор России, М., 1996, 55 с.
ДОЧЕВ Д. Влияние дисплея на зрительный анализатор. В кн.: "Офтальмоэргономика: итоги и перспективы", М., 1991, с. 28-29.
ЛАЗАРЕНКО Н.В. Электромагнитные излучения видеотерминалов компьютеров и их влияние на здоровье. Вести. Академии мед. наук, 1992, № 1, с. 38-40.
ЛАНЦБУРГ М.Е., МОЙКИН Ю.В., РОЗЕНБЛЮМ Ю.3. Зависимость степени зрительного утомления от сменной длительности работы с видеотерминалами и оценка эффективности мер его профилактики. Гигиена труда и профессиональные заболевания, 1992, № 4, с. 12-15.
ЛИТВАК И.И. Эргономическая безопасность при работе с компьютером. Проблемы информатизации, 1996, № 3, с. 1-17.
ЛЫСЕНКО Т.А., КУЗЬМИНА А.П., КОЛЕСНИКОВА М.А. Изменения со стороны органа зрения при шейном остеохондрозе. Офтальм. жури., 1980, № 5, с. 298-299.
О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии. Приказ Минздравмедпрома Российской Федерации № 90 от 14.03.96 г., М., 1996, с.57-58.
РОЗЕНБЛЮМ Ю.3. Оптометрия. Изд. второе, СПб. "Гиппократ", 1996, с.160-197.
РОСЛЯКОВ В.А. История совершенствования и анализ существующих методов исследования цветового зрения. Пороговая методика оценки цветоразличения. В кн.: "Цветовое зрение человека", М., 1993, с. 36-49.
Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности. ГОСТ РФ Р 50947-96. Введен 7.01.97.
ФАТХУТДИНОВА Л.М., АМИРОВ Н.Х. Физиологеческое обоснование допустимой продолжительности работы за видеотерминалом. Медицина труда и промышленная экология, 1994, № 1, с. 20-24.
ФЕЙГИН А.А., ЗАК П.П., КОРНЮШИНА Т.А., РОЗЕНБЛЮМ Ю.3., НЕСТЕРЮК Л.И., ГОЛИКОВ П.Е. Применение у пользователей дисплеев очков со спектральным фильтром. Физиология человека, 1997, т. 23, № 6, с. 12-17.
BERGQVIST U., WAHLBERG I.E. Skin symptoms and disease during work with visual display terminals. Contact-Dermatitis, 1994, vol.30.N4, p. 197-204.
CHAUHAN K..CHARMEN W.N., HALNAN A.M., KELLY C.M., LOUGHLIN A., WEILSON K.I., WALSH G. Time-averaged accommodation response to flickering stimuli. Ophtalm. And Physiol. Optics. 1992, vol. 12, N 3, p. 327-334.
Computer Vision Syndrome. Revieu of Optometry. September 15.1997.P.81-88.
HANNE W., BREWITT H. Changes in visual function caused by work at a data display terminal. Ophthalmology, 1994, vol. 91, N1.P.107-H2.
LIE I., WATTEN R.G. VDT - work, oculomotor strain, and subjective complaints: an experimental and clinical study. Ergonomics. 1994, vol. 37. N8. P. 1419-1433.
 

Alberd

а теперь все это изложи в двух предложениях -)

anikanich

выводы тебе и так известны - см в конец статьи

araik9

Спасибо за полезные сведения.

ilxom

наиболее приемлемые пары цветов фона и текста, чаще всего используются так называемые оппозитные цвета, к которым относятся белый - черный, желтый - синий, красный - зеленый

имхо самые голимые сочетания

phildar

Про монитор понятно, а насколько вреден системный блок излучением?
Где его лучше держать: под столом или на столе (под столом дальше от тела, не так вредно излучение; или всё равно? - тогда на столе полезнее для сохранности системного блока)?
Компьютер нередко работает круглые сутки.

anikanich

думаю, что максимум спектральной плотности излучения блока приходится на тепловое излучение
а держать блок под столом вредно, тк пыль он собирает не хуже пылесоса
зы. сам держал, знаю =)

diezil

самые голимые

Черным по белому сам бог велел, и желтым по синему тоже очень даже хорошо, вспомни турбо паскаль Только зеленый с красным это реально тупость какая-то, а вот зеленым по черному говорят меньше всего глаза напрягаются, в древности многие дисплеи именно такими и были.

resest

еще были чорно-оранжевые, но чорно-зеленых больше

resest

хуй забей на излучение, а шумит он меньше если на пол под стол поставить

ilxom

гораздо больше нравится голубой шрифт на темно-синем фоне (вспомни Нортон коммандер).
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: