Stella

+============================================================================
Эха : SU.MEDIC
От : Oleg Kovalchuk, 2:5020/400
Кому : All
Дата : 19 Января 2005, 13:03
Тема : гвоздь в голове
+============================================================================

-----------------------------------------------------------------------------
From: "Oleg Kovalchuk" <online-ic.com>

Hi All,

Это у них уже хроническое, похоже :-)!

========================================================================
Hедавно в США произошел уникальный случай. Строителю во время работы случайно
забили в голову гвоздь. Однако, увлеченный работой, он даже не заметил, что
железная штуковина вошла на 4 сантиметра в его мозг.
Интересно, что легкомысленный рабочий начал замечать, что с ним что-то
неладно, лишь спустя неделю после нечастного случая. У него вдруг резко
ухудшилось зрение. И не удивительно, ведь, как позже выяснилось, гвоздь вошел
в его голову всего в нескольких миллиметрах от правого глаза. Кроме того, у
него начались сильные головные и зубные боли.

В итоге, промаявшись неделю, Патрик Лоулер отправился к знакомому дантисту в
клинику, где работает его жена. Когда он объяснил врачу, что обезболивающие
средства и компрессы со льдом ему не помогают, пациенту предложили сделать
рентгеновский снимок.

Стоит ли говорить, что доктор пришел в шоковое состояние, увидев результаты
исследования. Оказалось, что в голове пациента сидит 10-сантиметровый гвоздь.
По словам жены Патрика, она сначала не поверила коллеге и решила, что он
шутит. Однако факты были налицо.

Позднее Патрику сделали 4 операции по удалению железки из мозга. Hесмотря на
то что чете Лоулер выставили счет на 80 тысяч долларов, они счастливы, что все
хорошо закончилось. Жена Патрика считает, что ее муж родился в рубашке.

Стоит отметить, что Лоулер не первый такой счастливчик. Врачам уже приходилось
сталкивалться с подобным случаем, когда несчастному строителю выпустили в
голову целых 6 гвоздей из строительного пистолета. Так что, по-видимому, это
не смертельно. Как говорится, стреляйте на здоровье. Однако не следует
забывать, что лечение вам может влететь в копеечку.
============================================================================
По материалам ВВС.

fomushkin

x-BaGI-x

понравилось оттуда (из ссылки)
"Да хорошо, что огнестрельное оружие придумали - бац и все"

witch_hel

Сколько процентов мозга может потерять человек так, чтобы остаться живым?

Bardin

а по телику показывали, что у него в мозг гвоздь не зашёл
просто застрял где-то очень близко к нему

anikanich

Гвоздь в голове - это не самое страшное. что может случиться. Во время войны случаются страшные черепно-мозговые ранения, при которых человек, тем не менее, выживает. Одно из них описал Лурия в своей небольшой книге "Потерянный и возвращенный мир" про человека, у которого была повреждена осколочным ранением значительная часть мозга в теменно-затылочной области. Эта область мозга, помимо прочего, отвечает за способность воспринимать нечто как единое целое. удерживать в сознании сложный объект и его смысл целиком. Мир вокруг этого человека словно распался, и в течение десятков лет он безуспешно пытался собрать осколки, ведя дневник (мышление и личность как таковые пострадали меньше). Лурия был его врачом.
Книга потрясающая. Опубликую здесь выдержку из авторского предисловия и одну из глав - если кому интересно. могу выложить всю.
Это повесть об одном мгновении, которое разрушило це­лую жизнь.
Это рассказ о том, как пуля, пробившая череп человека и прошедшая в его мозг, раздробила его мир на тысячи кус­ков, которые он так и не мог собрать.
Это книга о человеке, который отдал все силы, чтобы вер­нуть свое прошлое и завоевать свое будущее.
Это книга о борьбе, которая не привыкла к победе, и о победе, которая не прекратила борьбы.
* *
Гл.***
Чтение
Он потерял «определенность мира», его мир был раздроб­лен. Но и это еще не все.
49
Давно, в первые месяцы после ранения, он сделал оше­ломляющее открытие: он потерял свои старые знания, он, студент четвертого курса механического института, стал не­грамотным!
Это внезапное открытие было сделано давно — он толь­ко-только стал подниматься с постели и выходить. Какую же злую шутку сыграла с ним судьба?!
«Я вышел из комнаты в коридор посмотреть и найти самому уборную, о которой говорили мне, что она находится тут же, рядом. Я подошел к ближней двери и стал смотреть на вывеску. Но сколько я ни смотрел на вывеску и на буквы, я никак не мог что-либо прочесть. Какие-то странные буквы, иностран­ные буквы... и, главное, нерусские буквы были передо мной! Когда я спросил у проходившего мимо боль­ного, показывая на вывеску: «Это что?», — то он отве­тил мне: «Это мужской туалет. А ты что, или читать не умеешь?» — и прошел мимо. А я словно прирос к вывеске и никак не могу понять, почему же тогда я не прочту вывеску, вижу ее, я же не слепой. Но отче­го же буквы иностранные? Не подшутил ли надо мной больной?..
Я пытаюсь разобраться снова — и... тоже самое!.. Я подошел к одной двери и посмотрел на вывеску. На вывеске что-то написано, но опять не по-русски. Я смотрю на вывеску и мне кажется, что это не ина­че, как уборная. Но я уже подхожу к другой комнате и опять смотрю на вывеску. И она мне опять кажет­ся такой же непонятной, иностранной. Я долго рас­сматривал эти две вывески, очевидно, предназначен­ные для двух уборных — женской и мужской, как мне говорили. Но как же понять, которая из уборных мужская, а которая женская».
Вот он идет к глазному врачу. Он должен проверить остроту зрения, и вдруг — снова то же самое, снова это уди­вительное открытие: он не знает букв, он стал неграмотным!
«Глазной врач посадил меня на стул, включил электрическую лампочку и просил меня смотреть на табличку, на которой были нарисованы буквы разных размеров. Врач взял указку и показывает на букву, сначала на среднюю. А я вижу какую-то букву, но не знаю совсем, что это за буква и молчу. Я снова молчу, потому что не знаю и этой буквы. Врач-женщина, на­чинает нервничать: «Что же вы молчите?». Наконец я вспомнил что-то и говорю: «Не знаю!» Врач в гне-
50
ве, но удивлена, как мне показалось: «Неужели вы до сих пор неграмотны?».
...Любая буква для меня кажется незнакомой, иностранной, когда я просто смотрю на нее, на ту, на другую... Но когда я начинал напрягать память свою на данную букву и начну пересчитывать вслух алфа­вит, я обязательно уже вспомню букву, как она про­износится».
Ему читают газету. Как хорошо ее слушать. Он снова включается в жизнь.
Он берет газету, хочет сам взглянуть на нее.
«Но что это такое? Мне буквы показались иност­ранными, и я подумал, что эта газета напечатана не по-русски. Я посмотрел на заголовок газеты. Он был большой, и мне показалось, что это знакомая газета, но почему она не по-русски написана? Может это га­зета написана на языке какой-нибудь одной из наших республик СССР... Но командир читает ее вслух и по-русски. Странно. Я останавливаю чтеца и спраши­ваю его: «Это... как ее... газета наша... по-русски?». Товарищ засмеялся, но не очень громко, потому что он видит разбитую и забинтованную голову, и начал отвечать: «Ну, конечно, это наша газета «Правда», неужели ты не видишь, что она очень даже по-рус­ски написана». Я еще раз посмотрел на заголовок, но прочесть не смог названия газеты, хотя я видел не­сколько крупных букв, и мне даже показалось, что эти буквы похожи на газету «Правда», но почему же я не прочту этого названия, даже если оно крупное?..
...И я думаю: «А все-таки, наверное, я все еще сплю, и все это мне снится во сне», — так решил я для своего успокоения, — неужели и вправду я не умею читать теперь, нет, не может этого быть.
Я вдруг привстал и взглянул на газету, увидел в газете портрет Ильича, сразу узнал его, обрадовался знакомому лицу! Но вот печатных букв газеты, даже самых крупных букв «Правда», я никак не мог уз­нать и прочесть. Странно что-то.
До меня тогда никак не могло дойти, что от ра­нения головы я могу очутиться неграмотным и глу­пым.
Неужто я не могу теперь считать, не могу про­честь даже своих русских слов, хотя бы слова «Ле­нин» и «Правда»? Странно как-то, смешно».
Он озадачен, растерян. Что же с ним?! Ведь этого не может быть. Ведь только недавно он был студентом, сдавал
51
экзамены, зачитывался книгами, он был командиром, он сам вел работу с бойцами. Что же это?!.
«И вдруг я опять, когда стал взрослым, забыл все буквы и не могу их запомнить заново. Я смотрел на новую учительницу и без конца глуповато улы­бался. Я не верил сам себе, что я вдруг стал негра­мотным, что я забыл все буквы. Ведь так не бывает. Ведь я же учился, ведь я много знал и вдруг ничего не знаю. Я начал верить, что это я вижу сон... страш­ный сон!
А как это тяжело лишиться возможности читать, когда каждый человек в результате чтения узнает многое, многое и начинает представлять себе окружа­ющий нас мир в более простом и понятном свете, и видеть все то, чего никогда не мог видеть, ощущать, понимать. Научиться читать книги и читать их — это значит владеть чудом волшебным, и этого чуда лишен теперь я... И это страшное бедствие для моего созна­ния... да, я лишен чуда чтения, и это страшное горе».
Нет, так быть не должно! Ему надо снова учиться. Как странно: надо снова учиться, чтобы стать грамотным. И уче­ние начинается.
52
*
Пишущий эти строки — не является в полной мере авто­ром этой книги. Автором является ее герой.
Передо мной лежит кипа тетрадей, пожелтевших, само­дельных тетрадей военного времени и толстых, в клеенчатых обложках, тетрадей последующих лет мирной жизни. В них почти три тысячи страниц.
На них герой книги затратит четверть века работы — изо дня в день, из часа в час, пытаясь записать историю своей жизни, последствия своего страшного ранения.
Он собирал свои воспоминания из мелких осколков, мель­кавших без системы, пытаясь уложить их в стройную последо­вательность. Он испытывал мучительные затруднения, вспо­миная каждое слово, собирая каждую фразу, судорожно пы­таясь схватить и удержать мысль.
Иногда — в удачные дни — ему удавалось за целый день написать страницу, много — две, и тогда он чувствовал себя совершенно истощенным.
Он писал, потому что это была его единственная связь с жизнью, единственный способ не поддаться недугу и остаться на поверхности. Это была его единственная надеж­да вернуть что-нибудь из потерянного. Он писал с мастерст­вом, которому мог бы позавидовать любой психолог. Он боролся за жизнь.
Эта книга о мучительной борьбе с болезнью. Книга о героической борьбе за жизнь. Книга незаметного героя, кото­рого родила война.
3
Страницы дневника нашего героя, который он сам сна­чала назвал «История страшного ранения», а потом «Опять борюсь...», написаны в разные периоды. Он начал свой днев­ник на второй год после ранения и писал на протяжении чет­верти века, все снова и снова возвращаясь к отдельным эпи­зодам.
Пишущий эти строки попытался со всей доступной ему тщательностью изучить удивительный документ. Он располо­жил его страницы в хронологическом порядке, ретроспектив­но восстанавливая историю ранения по записям больного, и попытался затем дать характеристику тех глубочайших изме­нений в сознании, которые были вызваны пулей, разрушив­шей важные для нормальной работы участки мозга.
Он присоединил к этому свои непосредственные наблю­дения над героем этой книги, наблюдения, которые он, как специалист своей отрасли науки, вел больше четверти века — сначала в госпитале военного времени, потом — на протяже­нии многих лет в условиях клиники. Он сдружился со своим героем; он понял, какую блестящую жизнь разрушило это ра­нение; и у него возникло желание поделиться с другими теми переживаниями и мыслями, которые сложились у него за го­ды работы.
И вот эта маленькая книга. Книга, которая в значитель­ной части написана человеком, для которого написание каж­дой строчки было результатом титанических усилий и кото­рому удалось собрать целые картины своего мира, раздроб­ленного на тысячи отдельных кусков.
В этой книге нет ни строки вымысла. Каждое ее положе­ние проверено сотнями наблюдений и сопоставлений. Пишу­щий эти строки не был вправе вносить какие-либо изменения в страницы дневника, написанного героем, выбирая лишь куски из отдельных тетрадей и не меняя ни стиля, ни смысла.
Читатель оценит эту книгу — книгу об одном живом че­ловеке, который с таким упорством боролся за свой мозг, ис­пытывая на каждом шагу непреодолимые трудности, но ко­торый в конечном счете вышел победителем из этой изнуряю­щей, неравной борьбы.
Ал. Лурия
«Может быть кто-нибудь из знатоков больших и серьезных мыслей поймут мое ранение и болезнь, разбе­рутся, что происходит в голове, в памяти, в организ­ме, оценят мой труд по достоинству и, может быть, по­могут мне в чем-либо, чтобы избежать трудности в жизни. Я знаю, что многие говорят о космосе, о косми­ческих пространствах. И земля наша является мельчай­шей частичкой этого бесконечного космоса. А ведь лю­ди почти что не думают об этом, они думают и меч­тают о полетах хотя бы на ближайшие планеты, кото­рые обращаются вокруг солнца. А вот о полетах пуль, осколков, снарядов или бомб, которые раскалываются и влетают в голову человека, отравляя и обжигая его мозг, калеча его память, зрение, слух, сознание — это люди считают теперь обычным делом. Так ли это? От­чего же тогда я болею, отчего не работает моя память, отчего не возвращается зрение, отчего вечно шумит, болит голова, отчего я недослышу, недопонимаю речи людской сразу? Тяжелое это дело — понимать снова мир, потерянный мною из-за ранения и болезни, уже из отдельных мельчайших кусочков собрать его в одно целое...
Я решил назвать свое писание такими словами: «Я снова борюсь!». Мне хотелось написать рассказ, как со мной случилось это бедствие, которое не уходит от меня уже с самого ранения и до сих пор. Но я все равно не падаю духом, стараюсь улучшить свое поло­жение, развивая речь, память, мышление и понятия. Да, я борюсь за восстановление своего положения, ко­торое я потерял во время ранения и болезни

anikanich

За учебу!
Ему дан преподаватель, логопед, специально подготов­ленный, чтобы восстанавливать речь больных, таких, как он, больных, у которых ранение разрушило, их прежние знания. Он будет учиться!
«Неужели это правда, что я снова учу букварь, который я когда-то в детстве учил? — быть не мо­жет!.. Это сон мне снится, я скоро проснусь ото сна! Только странно, почему так долго не просыпаюсь? Странным все это мне кажется. Неужто и вправду я так ранен, что стал снова неграмотным?
А на другой день я уже скромно сидел за столом рядом с учительницей. Перед нами лежал русский букварь, а учительница показывала на буквы, а я смотрел на буквы и глупо улыбался... Ну как же, я вижу ту или эту букву, но не знаю, что это за буквы. Я же учился, знал их, знал буквы не только русские, но и немецкие и английские, а тут вдруг я не знаю
52
ни одной русской буквы, не только что иностранные! Не может этого быть, это я вижу сон, не иначе! И я глупо улыбаюсь, и эта глупая полуулыбка не сходила с лица моего в течение многих и многих лет.
Но противоречивые мысли меня тревожили, а вдруг это не сон, а действительность, что тогда? Тог­да надо мне быстрее научиться говорить, читать, пи­сать и стать снова таким же, каким был до войны, каким был до этого последнего ранения».
И вот начинаются уроки. Они трудные, ведь ему прихо­дится начинать все с самого начала. И какой это адский труд!
«О. П., показывая в букваре на букву М, спраши­вает меня: «Лева, как называется эта буква?». Полу­улыбка почти сходит с моего лица, так как мне надо отвечать учителю. Я уже запомнил за три урока бук­вы М и А, а вот вспомнить букву М, сразу назвать ее, я почему-то не мог. Я пробую что-то вспомнить, но голова словно пустая, словно нет в ней ничего...».
Дело двигается очень медленно, каждый шаг требует все новых усилий. И ему приходилось находить все новые способы осмысливать буквы, запоминать их.
«Так, например, буква 3 связана с моей фами­лией — Засецкий; буква Ж — «Женя», так зовут мою родную сестру; буква Ш — «Шура», так звали род­ного брата. Это я, конечно, делаю с одобрения учи­тельницы, так как она замечает, что от этого у нас с ней успехи пошли гораздо лучше. Но некоторые бук­вы никак мне не удается запомнить, так как не нахо­дится подходящих слов. Вот я придумаю слово, а оно через минуту забудется, хоть убейся. Особенно я дол­го не мог запомнить три буквы: С, К, М. Но позднее я вспомнил про слово «кровь», которое я частенько вспоминаю и не могу забыть его. Я обратил на это внимание, и вскоре буква К, связанная со словом «кровь», стала регулярно появляться в моей памяти. А вслед за словом «кровь» я таким же образом за­помнил слово «сон», которое я часто вспоминаю, ког­да ложусь спать, а спать приходится ежедневно ло­житься, и вот эту букву С, которую я до этого никак не мог запомнить, после этого слова «сон» стал регу­лярно вспоминать. А вслед за словом «сон» я начал вспоминать для буквы Т какое-нибудь подходящее
53
слово, и вдруг я вспомнил про слово «Тамара», т. е. имя моей родной сестры.
...Так я и двигался, опираясь на укрепительное слово, чтобы ее запомнить. Но я ее помню минуту, другую, а потом ее ни за что не вспомню!
Но все же количество запомнившихся букв уве­личивалось от пройденных занятий — все больше и больше. Вот я уже запомнил букву Л, от слова Ленин, букву Ж — от слова «Женя», букву Ш — от слова «Шура». Учительница сказала, чтобы я запом­нил букву К, от слова «кошка», букву С от слова «стол» и букву Т от слова «том».
Скоро он сделал еще одно открытие, на этот раз давшее ему новое облегчение.
Оказывается, он мог вспоминать букву другим путем; для этого ему нужно было только перебрать буквы по поряд­ку так, как он заучивал их в детстве, перечисляя алфавит, опираясь на какой-то устный, двигательный навык, не пыта­ясь сразу найти ее зрительное изображение! Этот путь оста­вался для него открытым, такое припоминание букв было полностью сохранным! Ведь осколок, разрушивший зритель­но-пространственные отделы коры, пощадил речедвигатель­ные системы.
И он пошел этим путем.
«Букв теперь стало много, я их запоминал с раз­личными словами, а вот когда нужно вспомнить очер­тания буквы и зацепку к слову, то я долго вынужден был ожидать какого-то срока времени, чтобы, нако­нец, показать О. П. букву К.
Я вдруг, припомнив букву а, начинаю перебирать по алфавиту вслух: «а, б, в, г, д, е, ж, з, и, К...К!» — громко говорю я, показывая в алфавите букву К.
Через несколько месяцев я запомнил все буквы от А до Я, но зато сразу вспомнить ту или иную бук­ву я не мог. Когда учительница скажет: «Покажи мне букву К», я сначала подумаю, подумаю, наконец, начинаю перебирать вслух алфавит по очереди: «а, б, в, г, д, е, ж, з, и... К!» — говорю я ей, и показываю в алфавите букву К. А очередность алфавита по слуху я почему-то хорошо знал и помнил без запинки!».
Скоро он стал читать.
Но он по-прежнему никогда не видел целое слово, он оставался принужденным складывать его по буквам, мучи­тельно осознавая каждую, вспоминая ее значение и удержи-
54
вая ее в памяти, чтобы не забыть, когда он переходил к сле­дующей.
«Когда я пробую читать книгу, то я могу видеть только до трех печатных букв, а самого начала чте­ния я вижу одну букву, причем я стараюсь смотреть центром зрения немного правее и выше самой буквы, чтобы увидеть саму букву.
Но и все же при чтении я вот таким образом ви­жу букву, но зато не могу сразу ее вспомнить, как она называется и произносится; в голове происходит какая-то задержка с памятью, какой-то тормоз па­мяти.
Основными причинами этого тяжелого чтения бы­ли три, и вот какие:
1. Я вижу букву, но долго не могу вспомнить или произнести ее.
2. Когда я таким образом прочитываю буквы, то часто, особенно в большом слове, я забываю в слове первые начальные буквы, и мне приходится читать это слово снова, так и не узнав еще само слово.
3. Я вижу буквы и левым, и правым глазом сле­ва от центра зрения глаз, а в центре зрения обоих глаз я вижу все только до трех-четырех печатных букв газетного шрифта. Когда я начинаю читать с первой страницы, то сначала вижу одну букву, ста­раясь смотреть не прямо на эту букву (я тогда увижу только часть буквы а немного правее и выше ее
только тогда и только так я увижу всю букву...
Печатный шрифт я читаю по буквам. В первое время мне приходилось читать и опираться на алфа­вит: а, б, в, г, д, е..., но позднее уже стал все реже и реже обращаться к алфавиту, а просто старался вспоминать букву без алфавита, ожидая ее некоторое время, когда буква вспомнится сама. И часто я даже забывал, пока прочту все буквы, само слово, и при­ходилось снова перечитывать буквы в слове, чтобы понять слово. И часто я читал и читаю текст без вся­кого смысла слова, лишь бы прочитать. А когда я хо­чу понять смысл слова, то тоже приходится выжи­дать, пока поймешь смысл слова, т. е. его значение. Но когда я прочту слово и пойму его значение, я иду дальше, прочитываю второе слово и пойму его смысл, прочту третье слово, пойму его значение, а про пер­вое слово, иногда и второе слово и их значение я уже не помню, т. е. уже забыл и не в состоянии вспом­нить, сколько бы я ни хотел и ни пытался...
55
Я прочитываю вторую букву, третью, четвер­тую — также я делаю и со значением слова — прочи­тываю слово, другое, пойму значение, прочту четвер­тое слово, опять пойму значение. Я останавливаюсь на четвертой букве, вижу и помню ее произношение, а вот первую, вторую, третью буквы я уже забыл, как произносятся они, хотя и вижу еще вторую и третью буквы, а первую букву вовсе не вижу».
Так он и стал читать, буква за буквой, слово за словом, боясь, что буква, которую он только что узнал, исчезнет, а слово, которое он только что прочел, будет забыто.
«Я взялся читать главу по указанной книге, соби­рая глазами букву за буквой, слог за слогом, слово за словом. Страшная медленность при чтении резко раздражает меня, а тут еще оба глаза мешают друг другу, особенно правый глаз, и глаза словно расхо­дятся куда-то в сторону, унося букву, на которую я только что хотел посмотреть. Я снова спешу найти ту же букву или слово в тексте книги... время бежит.., а я уже забыл, на чем остановился, на каком слове, на какой букве.
А за последние эти месяцы труднее стало читать текст из газеты или книги, отчего у меня стали воз­никать задержки с чтением еще больше. Вот я чи­таю, читаю одну главу... и не смогу осилить — про­честь эту главу и до половины. Все слова, которые я прочитываю, быстро «улетают» из памяти. Мне было бы легче и проще на некоторое время помнить такие слова, как затмение солнца, затмение луны...».
И так шли годы. Он читал, судорожно пытаясь узнать буквы, сложить их, не забыть слова. И с годами это не ста­новилось легче.
А потом появились новые задержки, новые трудности.
«В последнее время (в эти годы) при чтении у меня стали появляться значительные остановки, то есть еще большая замедленность чтения, и вдобавок еще стали чаще возникать исчезновения буквы из по­ля зрения. В этот раз (второго мая 1967 г.) во время чтения я заметил вдруг, глядя на букву, которую я только что прочел сначала левым глазом, а потом правым глазом, что правым глазом я не могу про­честь букву, так как она была настолько мала (раза в два или в три меньше, чем буква, на которую я мог смотреть левым глазом, почти нормально видя
56
ее что я не мог узнать, что это была за буква, а если ее и вижу, то она кажется слишком маленькой до неприятности».
Какой фантастический труд пришлось проделать ему, чтобы овладеть чтением. А как же с письмом?
57

alina1111111111

А вот Кутузов тоже известен и Нельсон.

anikanich

Да, и глаза/зрение при ЧМТ/ЧМР нередко страдают.

alexzhi

Строителю во время работы случайно забили в голову гвоздь.
Пиздец! Вдумайтесь в смысл фразы.

niksi

Это был строительный пистолет. Он мог подумать, что просто стукнулся головой...

akozlovs

там кажется вся прелесть истории заключалась в том что несчастный строитель решил покончить с собой подручными средствами и соответственно прибег к строительному пистолету - заколотил себе несколько штук гвоздей в башку, но в итоге все обошлось - вроде мозг даже не задел (правда тут же встает вопрос - был ли он вообще?). Об этом вроде писали в каком-то "коммерсантовском" приложении, в той статье описывались различные глупости которые может совершить человек + "жития" кандидатов на дарвиновскую премию
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: