Анестезия - потеря чувствительности нервов. Искусственная анестезия применяется для обезболивания при хирургических операциях. Различают общую, местную и спинномозговую анестезию.
Как гласит история, 16 октября 1846 года, зубной врач Томас Мортон, провел операцию под эфирным наркозом. Это день во всем мире и принято считать Днем анестезиолога.
Понятно, что первым делом анестезиология распространилась на больных получавших различные оперативные вмешательства (хирургия и ее ответвления).
Надо отметить, что и психиатрия (а позднее и наркология) уже в 19 веке находились в самом тесном контакте с анестезиологической дисциплиной.
Чего только стоит применение в нашей стране длительной анестезии (около 10 суток!) при лечении шизофрении, электроанестезия и многое другое.
Похоронный марш МЕНДЕЛЬСОНА
Поговорим о грустном, в кошмарном сне анестезиологи видят это состояние. Не дай бог какому пациенту перенести это синдром. Иногда больные да и доктора хирургического профиля не понимают наши чаяния. Речь идёт о еде и желудочном соке. Когда мы подходим к больному и выспрашиваем о том во сколько Вы пили-ели, это не простое наше любопытство и откладывая оперативное вмешательство не из-за лени или не для того, что бы перенести на плечи другого анестезиолога наркоз, нет! Просто мы думаем о Вашем здоровье, и даже более того о Вашей жизни.
Рассмотрим пару ситуаций.
Человек вышел из-за кусочной, за углом кто-то ударил в живот ножом, привезли на скорой, экстренная операция. Перед анестезией анестезиолог выспрашивает больного когда он покушал, тот ему в ответ-только что. Злобный анестезиолог начинает пихать толстый желудочный зонд в рот. Это не потому, что ему охота помучить пациента, а для того чтобы уберечь его от осложнений во время анестезии. Как это происходит?
Самый опасный момент анестезии это индукция, когда больному вводят в вену мощные анестетики, человек засыпает, у него может в это время начаться рвота желудочным содержимым. После введения миорелаксантов (препараты расслабляющие мышцы тела, в том числе и дыхательную мускулатуру желудочное содержимое незаметно для анестезиолога затекает в трахею-регургитация. Чем это грозит:
1. Куски жратвы попросту затыкают дыхательные пути, происходит асфиксия и если принятые действия доктора были неэффективны- смерть.
2. Еда попала далее в трахею, доктор аспирировал из дыхательных путей часть её, полностью удалить желудочное содержимое невозможно. Остатки пищи вместе с микробами улетают далее в трахею и бронхи. В послеоперационном периоде возникает аспирационная пневмония, очень трудно поддающаяся лечению.
Но есть еще более грозное состояние. Называется оно синдром Мендельсона, связано не с тем, что съел человек, а с кислотностью желудочного сока. Причём в данном случае для развития этого состояния нужно всего то 10-20 миллилитров желудочного сока! Основой желудочного сока является соляная кислота и чем ниже рН, тем агрессивнее ведёт себя она. Желудок защищен множеством барьеров от действия сока и то иногда эти барьеры перестают быть эффективными, появляются язвы и эррозии, а слизистая трахеи и бронхов вообще не предназначена для таких веществ.
И вот ситуация, попадает на операционный стол больной, который выпил то всего глоток соку (яблочного у него рефлекторно в большом количестве как у собаки Павлова, выделяется желудочный сок. После засыпания больного желудочное содержимое затекает в трахею, выжигая напрочь слизистую, организм пытается сопротивляться, сокращает мышцы трахеи, возникает бронхоспазм, вроде защитная реакция. Однако жидкость уже затекла, а эта защитная реакция убивает человека доводя его до асфиксии, больному не хватает воздуха, а самое неприятное- анестезиолог не может сделать эффективный вдох мешком, так как дыхательные пути сомкнулись и не дают принудительно загнать газовую смесь в легкие. Но благодаря профессионализму анестезиолога, после введения лекарственных препаратов и интубации трахеи, бронхоспазм купирован. Операция закончена, больного будят, удаляют трубку из трахеи, вроде всё Ок. Это стадия мнимого благополучия, единственное, что смущает внимательно доктора-это умеренная одышка, не мешающая больному и чуток выше частота сердечных сокращений.
Проходит пара-тройка часов и больному вдруг стало трудно дышать, воздуха катастрофически не хватает, даже при подаче чистого кислорода. Пока мы радовались благоприятному исходу анестезии, в лёгких запустился практически необратимый патологический процесс. Не буду вдаваться в детали происходящего, их можно прочитать на других сайтах, скажу попроще, все стенки дыхательных мешочков (альвеол) отекают, значительно утолщаются, в результате этого не происходит эффективный обмен кислорода на углекислый газ. При очаговой пневмонии не дышит только 10% лёгких, а при синдроме Мендельсона не дышит 95%! легких. Больной погибает от недостатка кислорода.
Лечение данного состояния очень долгое, мучительно трудное как для врача, так и особенно для больного, пациенту приходится пройти все круги реанимационного ада. При этом если ему повезло, и он выжил, и выписался из больницы, одышка будет мучить его всю оставшуюся жизнь, из-за склероза легочной ткани, с последующем развитием легочного сердца, фактически инвалидность обеспечена.
Поэтому, не дай бог конечно, но жизнь такая, если вдруг Вам потребуется провести анестезию, рассказывайте доктору всё как есть, будьте предельно искренны, даже если Вы наелись перед экстренной операцией, есть много способов предотвратить все вышеперечисленные последствия и осложнения. А если Вам предстоит плановая операция, слушайтесь доктора, не кушайте перед анестезией, не рискуйте своей жизнью!
Приношу свои извинения за написанные страшилки, но того требует жизнь, спасибо что читаете
Victory06
web-страница